Посттранзитная Россия в логике «баланс без двоевластия»

23.01.202019:26
702

Владимир Путин раскрывает все больше деталей своего видения российской государственной системы после Транзита-2024. Первый сигнал был послан на встрече с общественностью в Липецкой области: была поддержана идея «крепкой президентской власти» и выражены сомнения относительно перспектив «парламентской республики» в России. Второй сигнал был вчера во время общения со школьниками и студентами в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Владимир Путин заявил о губительности сингапурской практики «наставничества» для России, отрицательно высказался по поводу появления института над президентом и «двоевластия».

Месседж главы государства более чем понятен: анонсированные конституционные изменения не приведут к глубинному институциональному переформатированию государства. Таким образом, Россия конституционно и на практике останется президентской республикой. При этом стоит ожидать, что усилится публичная составляющая политики, где Президент будет активнее вовлечен в дискуссию со всеми ветвями власти.

При этом важно отметить, что еще не развеялась интрига вокруг Госсовета с его туманными новым статусом и полномочиями. Теперь понятно, что Госсовет точно не станет надпрезидентским органом, но никто не отменял варианта наделения его балансирующей функцией в отношении института Президента.

В отношении других институтов такая система баланса уже более или менее очевидна. Госдума утверждает премьера и министров, но не всех: тут балансирующую роль играет Совет Федерации, в чьем ведении консультации с Президентом по предложенным им кандидатурам руководителей силовых министерств и ведомств. В свою очередь, Совет Федерации уравновешен взаимным контролем с Конституционным судом. Премьер, казалось бы, поставленный в зависимость от Президента и Госдумы, тоже наделен новыми полномочиями: он предлагает Президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью части которых осуществляет именно Правительство РФ по решению Президента.

Таким образом получается, что среди всех институтов именно институт Президента обретает в этом сложном уравнении наибольший вес и влияние. Именно поэтому, в логике стабилизации системы в целом, не исключено, что и Госсовет обретет свою «пару» в лице института Президента РФ. Однако, несложно предсказать, что механизмы балансирования будут еще тоньше и деликатнее, чем в случае баланса других институтов, чтобы не было намека на то самое губительное для государства двоевластие. Похоже, именно такая тонкая модель, где единая вертикаль власти существует в симфонии с конкурирующими институтами, будет оттачиваться, запускаться и апробироваться Владимиром Путиным до 2024 года.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть